- Новости
- Новое на сайте
- Открытый бюджет. Рейтинг
- Открытый бюджет. Архив рейтингов
- Публикации
- «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
- «История России в денежных реформах»
- «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
- «Преступление и наказание...»
- Архив публикаций
- Учебные материалы
102.57610USD ЦБ 25.11.24
107.42520EUR ЦБ 25.11.24
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Новости
-
26.12.19 08:48
Алексей Кудрин обозначил 5 ключевых проблем национальных проектов
© Счетная палата Российской Федерации
Национальные проекты в их нынешнем виде не приведут к прорывному развитию экономики и качественному преобразованию в сферах, которые они регулируют. Такое мнение высказал Председатель Счетной палаты на заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. Алексей Кудрин в своем выступлении указал на пять ключевых проблем, которые предстоит решить для выхода на заявленные в Указе Президента показатели.
·
В первую очередь, необходимо разработать план достижения наццелей. К их реализации Правительство приступило в 2019 году. При этом по некоторым наццелям до сих пор нет методик расчета и наблюдения за показателями. «Правительство приняло единый план, который, по сути, пока не является планом. Он не настолько детален и разбит по мероприятиям. Я знаю, сейчас готовятся более подробные планы по достижению отдельных национальных целей. Но пока их нет. Получается, у нас прошла уже почти четверть срока, на который были рассчитаны работы по национальным целям, а планов пока до конца нет», - отметил глава СП.
Нужно сформировать новую модель экономики. Существующая не позволяет разогнать темпы увеличения ВВП. Сейчас потенциал экономического роста составляет всего 1,5-2% и скорее всего таким сохранится на ближайшие годы. При том, что по планам уже с 2021 года экономика должна прибавлять 3% и больше. «Счетная палата считает маловероятным, что в 2021 году мы превзойдем 3% роста и затем устойчиво закрепимся на этой позиции. Национальные проекты не дают такой критической массы, таких шагов, которые бы вывели нас на эту траекторию роста», - пояснил Алексей Кудрин.
Запланированных в нацпроектах средств недостаточно для развития секторов – потенциальных драйверов экономики, таких как наука, образование и здравоохранение. Финансирование последних двух сфер с 2013 года не меняется и на следующие 6 лет планируется на том же уровне в процентах к ВВП. «Если посчитать в сопоставительном выражении, сколько тратится на образование в Германии государственных ресурсов – там примерно на 1,2% ВВП больше. В расчете на человека в три раза больше, то есть примерно 1900 долларов. У нас сегодня – примерно 650 долларов по паритету покупательной способности. Можно ли будет добиться тех показателей, которые мы зафиксировали как ориентиры при том, что в человеческий капитал мы не станем больше вкладывать?», - сказал Председатель Счетной палаты.
Включенные в нацпроекты показатели и индикаторы не связаны с запланированными результатами их реализации. «По проектам «Здравоохранение» и «Жилье» видно, что 100% задач решены, а цели достигнуты на 25% или 60%. Это может говорить, например, о недостаточности или неэффективности мер», - напомнил Алексей Кудрин.
Ключевые показатели нацпроектов не учитывают специфику регионов. Это создает риски невыполнения возложенных на субъекты России задач. «По нашему мониторингу, 15% регионов считают значения показателей по увеличению объемов жилищного строительства недостижимыми, 38% отмечают риск их недостижения. 4 субъекта, самые смелые, не подписали соглашения по строительству жилья. На 1 декабря 64 региона не подтвердили установленные Минстроем показатели по вводу жилья», - такую статистику привел Алексей Кудрин. Другая проблема на уровне регионов – растущие финансовые обязательства. Они получают дотации на основные мероприятия нацпроектов, а вспомогательные должны оплачивать сами. Это, например, строительство инфраструктуры по проекту «Жилье», а также последующее содержание всех объектов. «У Правительства есть постановление, в котором оно утвердило предельный размер софинансирования для субъектов России. Там указано больше 90%. Сейчас фактическое софинансирование регионов – 50%. Субъектам приходится существенно стягивать ресурсы с других направлений, чтобы выходить на эти показатели», - пояснил Председатель Счетной палаты.
- 26.04.23 Опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год
- 16.03.23 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2022 год
- 28.02.23 Доработана Методика составления рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2023 год
- 21.04.22 Опубликованы результаты рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 21.03.22 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 16.03.21 Исполнение консолидированных региональных бюджетов за январь 2021 г.
- 16.03.21 Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2021 г.