- Новости
- Новое на сайте
- Открытый бюджет. Рейтинг
- Открытый бюджет. Архив рейтингов
- Публикации
- «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
- «История России в денежных реформах»
- «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
- «Преступление и наказание...»
- Архив публикаций
- Учебные материалы
80.86120USD ЦБ 10.05.25
92.14390EUR ЦБ 10.05.25
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Новости
-
30.08.18 08:27
Центробанк оценил годовые изменения в сфере доступности финансовых услуг в РФ
© Banki.ru
Более половины жителей малых городов и сел России имеют возможность пользоваться банковским счетом дистанционно. Об этом Банк России сообщает в третьем ежегодном выпуске «Обзора состояния финансовой доступности в Российской Федерации», где в числе прочего впервые раскрываются причины, по которым население страны не использует различные финансовые продукты.
Согласно данным обзора, за период с мая 2017 года по май 2018-го существенно — с 40,8% до 59,7% — выросла доля взрослого населения, имеющего возможность получить дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств (речь об интернет-банкинге и/или мобильном банкинге). Данный показатель особенно заметно увеличился для жителей малых городов с численностью населения до 50 тыс. жителей, поселков городского типа (с 36,3% до 64,6%) и сел (с 33,1% до 54%).
Согласно данным опроса, доля взрослых россиян, использующих счета физлиц в кредитных организациях, выросла с 79,5% до 89,4%, в том числе использующих интенсивно (три операции в месяц и чаще) — с 45,3% до 62%. Также почти в два раза увеличилась доля взрослого населения, имеющего банковские вклады (счета), — с 19,6% до 38,6%. В ЦБ уточняют, что эти цифры могут объясняться не только ростом количества собственно срочных вкладов, но и увеличением предложения карточных продуктов, по которым начисляются проценты на остаток при выполнении определенных условий и которые население также может воспринимать как разновидность вклада.
Данные обзора также свидетельствуют о том, что реже всего банковскими депозитными услугами пользовались жители сел, молодежь в возрасте 18—20 лет, учащиеся/студенты, временно неработающие, безработные и группа населения с низким уровнем дохода, а также население Южного федерального округа. В ЦБ обращают внимание на то, что всего 8% и 2,1% респондентов назвали удаленность банковских отделений причиной неиспользования счетов и вкладов соответственно.
По результатам опроса, доля взрослого населения, имеющего один непогашенный кредит в банке (заем в микрофинансовой организации, кредитном потребительском кооперативе, сельскохозяйственном КПК или ломбарде) и более, снизилась на 5,6 процентного пункта — до 26,8%. Анализ финансовой отчетности и данных, полученных от крупнейших банков и бюро кредитных историй, показывает, что снижение в первую очередь произошло за счет высокорискового сегмента заемщиков в связи с ужесточением регулирующих требований по оценке клиентов.
Наибольшая доля населения, имеющего непогашенный кредит в банке, приходится на жителей малых городов и поселков городского типа, на группу населения в возрасте 26—40 лет, предпринимателей/самозанятых и население с низким уровнем дохода. Основной причиной, по которой взрослое население не использовало банковские кредиты, является нежелание жить в долг (50,4% не использовавших банковские кредиты указали данную причину).
За 2017 год количество действующих договоров страхования жизни возросло на 2,5%, количество иных действующих договоров страхования (за исключением обязательного медицинского страхования) — на 9,7%. Также значительно увеличилась (с 12,4% до 19,9%) доля населения, использовавшего добровольное страхование (увеличение наблюдается по всем видам добровольного страхования для физических лиц). Больше всего в отчетном периоде услугами по добровольному страхованию пользовались жители крупных городов (с численностью населения более 500 тыс. жителей), люди в возрасте 36—40 лет, предприниматели/самозанятые, а также группа населения с высоким уровнем дохода. Кроме того, на 9,9 п. п. (до 28,7%) увеличилась доля населения, использующего обязательное страхование гражданской ответственности.Что касается качества финансовых услуг, то за период с мая 2017 года по май 2018 года выросла доля граждан (с 61,6% до 65%), считающих, что при оформлении кредита/займа за последние 12 месяцев им была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация о нем.
Кроме того, за указанный период произошло дальнейшее снижение (с 41,8% до 35,9%) доли субъектов МСП, у которых финансовые организации потребовали обеспечение при выдаче последнего кредита/займа. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних нескольких лет.
Также значительно (на 19,4 п. п., до 65,5%) выросла доля населения, считающего, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни улучшилось, и на 12,5 п. п. (до 10,3%) сократилась доля населения, считающего, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни ухудшилось.
- 31.08.20 Международные резервы РФ прибавили за неделю 0,6 млрд долларов
- 27.08.20 С дефицитом бюджета завершили полугодие 47 регионов
- 27.08.20 Мишустин: образовательные кредиты будут выдавать по ставке 3% годовых
- 27.08.20 Исследование: дети предпочитают наличные деньги
- 27.08.20 Минфин объяснил исчезновение законопроекта о льготах в «русских офшорах»
- 27.08.20 Исследование: кредитами и займами пользуются почти 30% россиян
- 21.08.20 Объем ФНБ к концу года может сократиться до 7 трлн рублей