• О журнале
  • Контакты
  • Персоналии

2025.04, № 04/2025

  • Главная страница
  • Написать письмо
  • Дерево сайта
  • Главная
  • Финансы
  • Экономика
  • Электронное правительство
  • Политика
  • Новости
  • Новое на сайте
  • Открытый бюджет. Рейтинг
  • Открытый бюджет. Архив рейтингов
  • Публикации
  • «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
  • «История России в денежных реформах»
  • «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
  • «Преступление и наказание...»
  • Архив публикаций
  • Учебные материалы

79.55270.6904USD ЦБ 26.07.25

93.35080.0146EUR ЦБ 26.07.25

RTS

ММВБ

Нефть Brent (ICE)

Новости

подписка на рассылку RSS канал
  • 07.04.17 08:01

    Россияне перешли к экономии за счет телевизоров и автомобилей

     © Banki.ru

    «Защитная» модель поведения россиян, которая подразумевает принцип «меньше тратить — больше сберегать», идет к «постепенному исчерпанию», говорится в бюллетене о текущих тенденциях российской экономики, который подготовил Аналитический центр при правительстве (есть у РБК). Личное потребление в 2016 году было главным драйвером спада ВВП, сократившись на 5% по сравнению с предыдущим годом, а реальные розничные продажи товаров упали на 5,2%. Впрочем, реальные доходы граждан снизились еще больше — на 5,9%. То, что потребление упало не так сильно, как доходы, по мнению авторов, и свидетельствует о смене модели.
    С другой стороны, сложился «новый уровень равновесия» на рынке некоторых товаров длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах, продажи которых хотя и восстанавливаются, но остаются на 25—35% ниже уровня 2014 года (в сопоставимых ценах). Рынок легковых автомобилей тоже стал постепенно восстанавливаться (по данным Ассоциации европейского бизнеса), однако продажи машин в 2016 году оказались на 43% ниже, чем в 2014-м.
    «За последние десять лет в домохозяйствах России произошло существенное накопление товаров длительного пользования (легковых автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, мебели и т. п.), по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка», — напоминает эксперт Аналитического центра при правительстве Александр Голяшев. Скорее всего, по этим товарам сложился «оптимальный для населения уровень насыщения», причем произошло это еще до спада в 2015—2016 годах, добавляет он.
    Падение рубля в конце 2014 года сопровождалось резким ростом продаж — как следствие, граждане купили дорогие товары на несколько лет, что и стало причиной сокращения продаж товаров длительного пользования в дальнейшем, отмечает Голяшев. Если говорить о рынке электроники, то сейчас он входит в период «нормализованного спроса» после нескольких лет повышенного, обусловленного сначала невысоким уровнем проникновения, а затем ослаблением рубля, отмечает представитель «М.Видео».
    Постепенно потребление товаров долгосрочного пользования будет восстанавливаться, однако «не надо ждать, что это произойдет мгновенно», рассуждает глава Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики (ВШЭ) Алина Пишняк. Доля населения, которое считает, что сейчас плохое время, чтобы делать крупные покупки, растет с 2014 года, в настоящий момент это примерно 60% населения, отмечает она. Граждане также не ожидают, что в ближайшее время произойдет восстановление доходов, которое позволит им вернуться к докризисному уровню потребления, добавляет она.

     

    << назад к списку
  • 31.08.20 Треть россиян в пандемию перестали платить за ЖКХ
  • 27.08.20 Минстрой: площадь жилья в стадии строительства в России сократилась на 28%
  • 27.08.20 Глава Минстроя допустил перенос задачи нацпроекта по вводу жилья на 2026 год
  • 27.08.20 Число безработных за лето выросло на 444 тыс. человек
  • 27.08.20 Росстат вновь зафиксировал нулевую инфляцию за неделю
  • 21.08.20 Росстат предварительно оценил спад ВВП России в первом полугодии на уровне 3,6%
  • 19.08.20 Финансирование проекта «Искусственный интеллект» планируется сократить в разы
все новости