- Новости
- Новое на сайте
- Открытый бюджет. Рейтинг
- Открытый бюджет. Архив рейтингов
- Публикации
- «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
- «История России в денежных реформах»
- «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
- «Преступление и наказание...»
- Архив публикаций
- Учебные материалы
102.57610USD ЦБ 25.11.24
107.42520EUR ЦБ 25.11.24
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Новости
-
10.04.20 07:48
СП не увидела прорывного влияния преференциальных режимов на экономику России
© Счетная палата Российской Федерации
Преференциальные режимы не оказывают прорывного влияния на экономику, при этом сложно дать полноценную оценку их эффективности. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа. Контрольное ведомство называет три основных фактора, которые не позволяют провести полноценное исследование: сравнительно короткий срок существования территорий с преференциальным режимом, их разнообразие и недостатки методов оценки их эффективности.
«В ходе проведенного анализа мы в очередной раз убедились, что экономический эффект от функционирования преференциального режима возможно ощутить только по прошествии длительного времени. И это подтверждается международной практикой. Мы выявили, что органы исполнительной власти осуществляют оценку эффективности отдельных преференциальных режимов по определенному набору показателей, которых недостаточно для оценки влияния режимов на экономический рост и оценки соответствия заявленным целям. Также проведение нами анализа затрудняет тот факт, что каждый режим существует по своим правилам и регулируется отдельными нормативно-правовыми актами», - сообщил на Коллегии аудитор Дмитрий Зайцев.
Счетная палата отметила и отсутствие методик оценки эффективности территорий с льготным режимом (индустриальные парки, промышленные кластеры и прочие), над которыми Правительству еще предстоит работа. При этом многие режимы (ТОСЭР, Свободный порт Владивосток, кластеры и технопарки, за исключение ОЭЗ) реализуются не более 4-х лет, и давать окончательную оценку их эффективности пока преждевременно.
«Необходимо предусмотреть требования к обоснованию способов финансирования объемов расходов за счет всех источников, и, конечно же, общие подходы к оценке эффективности таких территорий» - отметил Дмитрий Зайцев.
Так, с 2014 года особые экономические зоны (ОЭЗ) израсходовали 157 млрд. рублей из бюджетов разных уровней. При этом опережающие результаты за это время показали лишь единицы. Более половины (59%) рабочих мест из 22 тыс. новых рабочих мест в 26 ОЭЗ к началу 2019 года пришлось на четыре особые экономические зоны: «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна».
«За период с начала функционирования по состоянию на первое января 2019 года резиденты всех ОЭЗ осуществили инвестиции на общую сумму около 371 млрд рублей. Объем выручки составил 717 млрд рублей. Если к особым экономическим зонам «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна» прибавить ОЭЗ «Санкт-Петербург», то получится, что их объем выручки составит 82,9% от всего ее объема по зонам», - привел статистику Дмитрий Зайцев.
Основной рецепт успеха этих ОЭЗ – их направленность. Все пять являются зонами промышленно-производственного и высокотехнологичного типа. Туда приходят крупные компании, направляются значительные инвестиции и, как следствие, растет количество рабочих мест и налоговых платежей в бюджет.
С туристско-рекреационными зонами ситуация обстоит иначе. «Объем инвестиций в таких ОЭЗ низкий и составлял на январь 2019 года всего 0,6% от общего объема инвестиций. А их выручка составила 1,1 млрд. рублей», - сообщил аудитор. При этом, по оценке Минэкономразвития, в 2018 году они на 100% достигли плановые и прогнозные показатели эффективности.
С 2017 года Минэкономразвития разрабатывает законопроект о преференциальных режимах. Документ должен определить единый механизм развития таких территорий. По мнению Счетной палаты, эту работу необходимо ускорить. Причем в законопроекте важно прописать подходы к определению цели создания таких территорий и синхронизировать их с долгосрочными целями развития регионов.
«После комплексного анализа основных действующих преференциальных режимов следует отметить, что условия их развития под влиянием внешних факторов и внутренней, зачастую раскоординированной, политики реализации будут ещё более сложными. Но по-прежнему преференциальные режимы в экономике России нужно оценивать как стратегический шанс. Они должны обладать достаточной гибкостью, потенциалом развития. Главным критерием успеха должна стать непрекращающаяся инновационная активность в них», - подытожил аудитор.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям»
- 26.04.23 Опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год
- 16.03.23 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2022 год
- 28.02.23 Доработана Методика составления рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2023 год
- 21.04.22 Опубликованы результаты рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 21.03.22 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 16.03.21 Исполнение консолидированных региональных бюджетов за январь 2021 г.
- 16.03.21 Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2021 г.