• О журнале
  • Персоналии
  • Контакты

2019.02, № 02/2019

  • Главная страница
  • Написать письмо
  • Дерево сайта
  • Главная
  • Финансы
  • Экономика
  • Электронное правительство
  • Политика
  • Новости
  • Актуально
  • Аналитика
  • Рейтинги
  • Статьи
  • Интервью, выступления
  • Официально
  • Презентации
  • Мероприятия
  • Общественное мнение
  • Статистика
  • Зарубежный опыт
  • Проекты НПА
  • Стенограммы
  • Контроль
  • Рекомендуем

 

66.70440USD ЦБ 18.02.19

75.24920EUR ЦБ 18.02.19

RTS

ММВБ

Нефть Brent (ICE)

Аналитика

подписка на рассылку RSS канал
  • 25.01.19 09:09

    «Свободные деньги» выросли в полтора раза

    © Ромир

     В декабре Индекс «свободных денег» показал традиционный пик конца года. За месяц рост составил более 50%, что вывело показатель на уровень 36,7 тыс. руб. За год объем свободных денег в декабре вырос на 20%.  Таким образом, среднегодовое значение индекса «свободных денег» остановилось на отметке в 24,2 тыс. руб. Наилучшую динамику за год ИСД показал в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек, где он вырос сразу на четверть. А вот кошельках жителей миллионников по сравнению с декабрем 2017 года в последнем месяце минувшего года «свободных денег» стало больше всего на 3%.

    Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

    Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в декабре Индекс «свободных денег» показал традиционный для конца года скачок вверх. Объем свободных денег в среднестатистическом российском домохозяйстве достиг объема в 36,7 тыс. руб. (см. Гистограмму 1). Таким образом, за месяц ИСД вырос более чем в полтора раза. Годовой же рост Индекса составил 20%.

    Ежегодно в декабре объемы «свободных денег» в российских семьях резко увеличиваются. Казалось бы, перед праздниками и каникулами наши соотечественники совершают дополнительные покупки как продуктов, так и подарков, и «свободных денег» должно оставаться меньше. Но не стоит забывать про выплату различных премий, бонусов, так называемых 13-х зарплат, что и выводит Индекс на такую высокую отметку.

    Гистограмма 1. «Свободные деньги» домохозяйств в 2015-2018 гг.. (Россия, 100 тыс.+). Ежемесячное значение, тыс. руб. *За период ноябрь - декабрь 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.

    Свободные деньги домохозяйств в 2015-2018 гг

    Источник: Romir Scan Panel

    Таким образом, по итогам года Индекс «свободных денег» достиг среднегодового значения в 24,2 тыс. руб. (см. Гистограмму 2). Это самый высокий показатель за все годы наблюдений. Более того, это самый  стремительный рост в течение года по сравнению с динамикой предыдущих лет.

    Гистограмма 2. «Свободные деньги» домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+). Среднегодовое значение, тыс. руб. *Значение «свободных денег» за 2018 год рассчитано на основе данных за январь-декабрь 2018 года.

    Свободные деньги домохозяйств (Россия, города 100 тыс.+)

    Источник: Romir Scan Panel

    В декабре объемы «свободных денег» выросли во всех типах городов приблизительно одинаково – на 53-58% (см. Гистограмму 3). Однако куда любопытнее годовое изменение ИСД в различных типах городов. При кажущемся высоком показателе Индекса в миллионниках за год он вырос всего на 3,3%, что не дотягивает даже до уровня официальной инфляции за период. Куда более существенный рост в разрезе года был отмечен в пятисоттысячниках, где объемы «свободных денег» выросли на 18%. А в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек в конце прошлого года относительно декабря 2017 года «свободных денег» стало больше на четверть.

    Гистограмма 3. «Свободные деньги» домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев. Среднемесячное значение, тыс. руб. *За период ноябрь - декабрь 2018 года использованы собственные расчеты Ромир.

    Свободные деньги домохозяйств в различных типах российских городов за последние 12 месяцев

    Источник: Romir Scan Panel

    Однако каким бы ни был номинальный рост объемов «свободных денег», реальная их стоимость скорее выражается через покупательскую способность.  В канун Нового года одним из традиционных и универсальных подарков становится шоколад. Рассмотрим покупательскую способность «свободных денег» за все годы наблюдений через призму возможности приобретения шоколада «Аленка» в 100-граммовой упаковке (см. Гистограмму 4).

    Итак, в связи с ростом величины свободных средств в ушедшем году резко выросло и количество возможных к приобретению на все эти деньги шоколадок «Аленка» - 469 штук. Более четырех сотен плиток можно было купить на все «свободные деньги» только в 2014 году – 426 штук. Самые же низкие показатели покупательской способности «свободных денег» через покупку шоколада «Аленка» были зафиксированы в 2016  году, когда на все деньги можно было купить всего 210 плиток.

    Гистограмма 4. Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену шоколадной плитки «Аленка» (100 гр.) *Рассчитано на основе данных за 2018 год.

    Покупательская способность «свободных денег» домохозяйств (Россия, 100 тыс. +) в расчете на среднюю цену шоколадной плитки «Аленка»

    Источник: Romir Scan Panel

    Методика

    «Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

    Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

    Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

    • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
    • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
    • доходы от предпринимательской деятельности;
    • доходы от операций с личным имуществом;
    • другие виды доходов.

    Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

    К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

    • продукты питания;
    • непродовольственные товары повседневного спроса;
    • жилищно-коммунальные услуги;
    • бытовые услуги;
    • медицинские услуги;
    • услуги пассажирского транспорта;
    • услуги связи;
    • обязательные платежи.

    Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

    Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

    << назад к списку
  • 18.02.19 Минфин России совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ объявляет конкурс проектов по представлению бюджета для граждан
  • 18.02.19 Словарь терминов
  • 18.02.19 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ
  • 18.02.19 КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА АУДИТА: КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СРЕДУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТА
  • 18.02.19 Информационное сообщение О средней цене на нефть и экспортной пошлине
  • 14.02.19 Картина экономики. Январь 2019 года
  • 14.02.19 Средний чек скинул в январе 10%
все материалы