- Новости
- Актуально
- Аналитика
- Рейтинги
- Статьи
- Интервью, выступления
- Официально
- Презентации
- Мероприятия
- Общественное мнение
- Статистика
- Зарубежный опыт
- Проекты НПА
- Стенограммы
- Контроль
- Рекомендуем
65.51490USD ЦБ 24.02.19
74.33320EUR ЦБ 24.02.19
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Общественное мнение
-
09.08.18 09:13
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ
Опрос проведен 19 – 25 июля 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Потребительские настроения россиян продолжают ухудшаться – в июле по сравнению с маем Индекс потребительских настроений снизился на 6% до уровня 93 пункта. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ
(март 2008 года - 100%)
Data1 ИПН 03.2008 100 09.2008 95 12.2008 75 02.2009 62 05.2009 64 06.2009 69 07.2009 72 08.2009 76 09.2009 72 10.2009 75 11.2009 73 12.2009 83 01.2010 78 02.2010 77 03.2010 78 04.2010 77 05.2010 82 06.2010 82 07.2010 82 08.2010 82 09.2010 80 10.2010 84 11.2010 84 12.2010 87 01.2011 77 02.2011 74 03.2011 79 04.2011 78 05.2011 81 06.2011 84 07.2011 80 08.2011 81 09.2011 84 10.2011 84 11.2011 82 12.2011 81 01.2012 84 02.2012 84 03.2012 84 04.2012 85 05.2012 90 06.2012 81 07.2012 80 08.2012 81 09.2012 82 10.2012 80 11.2012 79 12.2012 83 01.2013 82 02.2013 80 03.2013 81 04.2013 81 05.2013 85 06.2013 85 07.2013 83 08.2013 80 09.2013 81 10.2013 79 11.2013 76 12.2013 83 01.2014 82 02.2014 80 03.2014 82 04.2014 84 05.2014 89 06.2014 87 07.2014 83 08.2014 85 09.2014 78 10.2014 78 11.2014 78 12.2014 68 01.2015 63 02.2015 63 03.2015 66 04.2015 70 05.2015 75 06.2015 75 07.2015 69 08.2015 66 09.2015 70 10.2015 69 11.2015 64 12.2015 65 01.2016 57 02.2016 63 03.2016 59 04.2016 64 05.2016 65 06.2016 70 07.2016 69 08.2016 67 09.2016 67 10.2016 72 11.2016 68 12.2016 71 01.2017 71 02.2017 72 03.2017 72 04.2017 76 05.2017 76 06.2017 76 07.2017 75 08.2017 76 09.2017 81 10.2017 77 11.2017 74 12.2017 81 01.2018 79 03.2018 87 05.2018 80 07.2018 75 ИПН 03.2008 09.2008 12.2008 02.2009 05.2009 06.2009 07.2009 08.2009 09.2009 10.2009 11.2009 12.2009 01.2010 02.2010 03.2010 04.2010 05.2010 06.2010 07.2010 08.2010 09.2010 10.2010 11.2010 12.2010 01.2011 02.2011 03.2011 04.2011 05.2011 06.2011 07.2011 08.2011 09.2011 10.2011 11.2011 12.2011 01.2012 02.2012 03.2012 04.2012 05.2012 06.2012 07.2012 08.2012 09.2012 10.2012 11.2012 12.2012 01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013 01.2014 02.2014 03.2014 04.2014 05.2014 06.2014 07.2014 08.2014 09.2014 10.2014 11.2014 12.2014 01.2015 02.2015 03.2015 04.2015 05.2015 06.2015 07.2015 08.2015 09.2015 10.2015 11.2015 12.2015 01.2016 02.2016 03.2016 04.2016 05.2016 06.2016 07.2016 08.2016 09.2016 10.2016 11.2016 12.2016 01.2017 02.2017 03.2017 04.2017 05.2017 06.2017 07.2017 08.2017 09.2017 10.2017 11.2017 12.2017 01.2018 03.2018 05.2018 07.2018 100 95 75 62 64 69 72 76 72 75 73 83 78 77 78 77 82 82 82 82 80 84 84 87 77 74 79 78 81 84 80 81 84 84 82 81 84 84 84 85 90 81 80 81 82 80 79 83 82 80 81 81 85 85 83 80 81 79 76 83 82 80 82 84 89 87 83 85 78 78 78 68 63 63 66 70 75 75 69 66 70 69 64 65 57 63 59 64 65 70 69 67 67 72 68 71 71 72 72 76 76 76 75 76 81 77 74 81 79 87 80 75 Методика построения индекса потребительских настроений
Больше всего снижение субъективных оценок проявилось в отношении будущего – перспективная составляющая сводного индекса ИПН упала на 7%. Именно негативные ожидания развития экономической ситуации в стране, особенно в ближайшие 12 месяцев, стали основным источником разрастания пессимизма и пересмотра сегодняшних планов покупок и потребительских расходов. В мае позитивные оценки ближайших экономических перспектив страны давали 31% опрошенных и сохранялся положительный баланс оценок – оптимистические ожидания преобладали. В июле, количество оптимистов практически не изменилось (30%), но за счет увеличения в полтора раза доли ответов о том, что ближайший год будет плохим для экономики страны (с 21% до 30%) они утратили свое преимущество. Ухудшение ожиданий на будущее влияет на сегодняшние решения покупателей – люди все чаще склоняются к мнению, что лучше воздержаться от покупок – в июне такой ответ дали 31% опрошенных. На протяжении последних полутора лет такое отрицательное мнение высказывали не более четверти респондентов, а в начале нынешнего года даже еще меньше – 19% (данные марта 2018 г.). Позитивный покупательских настрой способствовал росту товарооборота в стране даже в условиях продолжавшегося снижения реальных денежных доходов населения. Ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса. В июле ухудшение оценок менее всего затронуло субъективные представления людей о материальном положении своих семей – текущие оценки почти не изменились, а ожидания на будущее снизились на 4%. Зато усилилась поляризация мнений – выросло не только число пессимистов, но и оптимистов. В предыдущие два года примерно 55- 60% респондентов не ожидали изменений в материальном положении своих семей в ближайший год, а в июле доля таких ответов снизилась до 45% (20% надеются на улучшения и 25% – опасаются ухудшений). Ухудшение экономических ожиданий населения конечно же связано с планами по повышению пенсионного возраста, а также с решениями о повышении налогов. Негативные ожидания последствий этих мер распространились во всех слоях общества, а не только среди людей старших возрастов (см. рис. 1). Особенно остро отреагировали люди в активном трудоспособном возрасте (25-55 лет) – снижение ИПН составило 8-9%. И только самые молодые люди (в возрасте до 24 лет) не ухудшили свои потребительские настроения. Рисунок 1
Обещание роста пенсий неработающим пенсионерам (пожалуй, единственный позитивный сигнал в связи с повышением пенсионного возраста) оказалось недостаточно убедительным аргументом даже для малоимущей части населения – среди людей малообеспеченных потребительские настроения в июле снизились более всего (минус 10%) (см. рис. 2). Потребительские настроения самых обеспеченных граждан в июле ухудшались вдвое более низкими темпами (минус 5%). Рисунок 2
<< назад к спискуруководитель отдела изучения потребления и уровня жизни
Марина КРАСИЛЬНИКОВА - 21.02.19 Предпринимательство в России: отношение россиян, барьеры
- 14.02.19 ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ
- 12.02.19 ПРАВДА И ЛОЖЬ
- 08.02.19 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
- 05.02.19 Деньги в долг: практики
- 05.02.19 ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ
- 31.01.19 Источники новостей и доверие СМИ Интернет как источник информации: практики и доверие