• О журнале
  • Контакты
  • Персоналии

2025.04, № 04/2025

  • Главная страница
  • Написать письмо
  • Дерево сайта
  • Главная
  • Финансы
  • Экономика
  • Электронное правительство
  • Политика
  • Новости
  • Новое на сайте
  • Открытый бюджет. Рейтинг
  • Открытый бюджет. Архив рейтингов
  • Публикации
  • «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
  • «История России в денежных реформах»
  • «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
  • «Преступление и наказание...»
  • Архив публикаций
  • Учебные материалы

79.55270USD ЦБ 27.07.25

93.35080EUR ЦБ 27.07.25

RTS

ММВБ

Нефть Brent (ICE)

Новости

подписка на рассылку RSS канал
  • 19.09.17 08:47

    Fitch ожидает профицита консолидированного бюджета регионов РФ в 2017 году

    © Banki.ru

    Показатели исполнения бюджетов российских местных и региональных органов власти за первое полугодие 2017 года дают основания ожидать, что сектор впервые за десятилетие будет иметь профицит консолидированного бюджета за полный год. Такой прогноз дают в Fitch Ratings.
    «Эти цифры подтверждают наше мнение, что показатели в секторе начали улучшаться, однако они по-прежнему существенно различаются от региона к региону. Мы полагаем, что поддержание профицитов будет непростой задачей», — делают оговорку в рейтинговом агентстве.
    Последние данные от Казначейства РФ показывают, что доходы местных и региональных органов власти в первом полугодии 2017 года выросли на 9,4% относительно аналогичного периода предыдущего года, опередив рост расходов, составивший 6,3% за тот же период. Более высокие поступления были обусловлены налогами, в частности налогом на прибыль организаций, доходы от которого выросли на 12,3% на фоне улучшения макроэкономической конъюнктуры. Это обусловило профицит на середину года в размере 437 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает показатель за первое полугодие 2016 года. Агрегированный долг субнациональных образований стабилизируется на уровне 2,6 трлн рублей, сохраняя невысокую общую долговую нагрузку по международным стандартам: на уровне 26% от всех доходов, указывают в Fitch.
    В то же время сальдо бюджетов за первое полугодие 2017 года у конкретных субнациональных образований существенно различались. Из 85 российских регионов шесть имели профицит в размере свыше 15% доходов, в то время как семь имели дефицит более 10%, а остальные были в промежуточном диапазоне.
    Налоги являются основным источником доходов регионов (78% доходов в первом полугодии 2017 года), и доходы от основных налогов — налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц — отражают уровень и динамику экономического развития региона. «Это делает показатели доходов неравномерными, поскольку размер и развитие экономик субнациональных образований сильно различаются. Десять регионов с самыми крупными экономиками аккумулировали около половины всех налоговых поступлений, полученных российскими местными и региональными органами власти в первом полугодии 2017 года, включая 55% налога на прибыль организаций и 53% НДФЛ», — указывают аналитики.
    Как следствие, обеспечение того, чтобы каждый регион имел равные финансовые возможности предоставлять государственные услуги, за которые он отвечает, может быть непростой задачей. Некоторое выравнивание происходит в рамках системы межбюджетных трансфертов, созданной свыше десяти лет назад. Кроме того, в более недавнее время были введены механизмы перераспределения налоговых поступлений (tax sharing). Часть дохода от акцизов на бензин и алкоголь перераспределяется между регионами, но объем является небольшим (лишь 4,2% от налоговых доходов в 2016 году).
    В то же время перераспределение может стать более значительным. Начиная с этого года вводится новый механизм распределения налога на прибыль организаций, согласно которому 1 процентный пункт поступлений от этого налога будет распределяться между финансово более слабыми регионами. Если бы эта система существовала в 2016 году, было бы перераспределено около 127 млрд рублей, или приблизительно треть от всего дефицита у регионов, которые имели дефицит, подсчитали эксперты.
    «По нашему мнению, механизм перераспределения налоговых поступлений мог бы использоваться более активно, что могло бы помочь сократить бюджетные дисбалансы между местными и региональными органами власти, не обязательно ослабляя финансовую стабильность более сильных регионов», — пишет Fitch.
    В агентстве полагают, что в долгосрочной перспективе российские регионы могут столкнуться с трудностями в плане поддержания наблюдаемого улучшения бюджетных показателей. Это может произойти, если процесс оптимизации расходов и усиления бюджетной дисциплины, отчасти в результате действий федерального правительства в рамках принимаемых мер по уменьшению дефицита бюджета расширенного правительства, не будет устойчивым, например ввиду давления в плане роста расходов на предоставление государственных услуг. В случае замедления роста доходов способность конкретных местных и региональных органов власти контролировать расходы вновь будет ключевым фактором для поддержания и улучшения их кредитоспособности, заключают аналитики.  

    << назад к списку
  • 29.03.24 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2023 год
  • 26.04.23 Опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год
  • 16.03.23 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2022 год
  • 28.02.23 Доработана Методика составления рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2023 год
  • 21.04.22 Опубликованы результаты рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
  • 21.03.22 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
  • 16.03.21 Исполнение консолидированных региональных бюджетов за январь 2021 г.
все новости