- Новости
- Новое на сайте
- Открытый бюджет. Рейтинг
- Открытый бюджет. Архив рейтингов
- Публикации
- «Финансы. Начало». Цикл видеофильмов
- «История России в денежных реформах»
- «Бюджет. Видеокурс для депутатов».
- «Преступление и наказание...»
- Архив публикаций
- Учебные материалы
93.4409-0.6513USD ЦБ 20.04.24
99.5797-0.9519EUR ЦБ 20.04.24
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Новости
-
22.08.17 02:31
АНПФ: большинство россиян не готовы копить на пенсию самостоятельно
© Banki.ru
В ближайшие пять лет численность лиц, добровольно формирующих пенсионные накопления, не превысит 4—8 млн человек. Такой прогноз содержится в исследовании Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), с которым ознакомились «Известия».
Как напоминает издание, вопрос об автоматической подписке граждан на отчисления в накопительную часть пенсии стал камнем преткновения в обсуждении введения системы индивидуального пенсионного коэффициента, разработанной Минфином и Банком России. Представители НПФ считают, что это необходимо для успеха программы, однако Минтруд настаивает на том, что фонды должны сами убеждать граждан копить на пенсию.
Согласно концепции ИПК, отчисления на пенсионные накопления делает не работодатель, а сам работник. Он сможет выбрать ставку от нуля до 6%, однако для тех, кто этого не сделает, ставка с 0% будет увеличиваться на 1 процентный пункт ежегодно. Разногласия вызвала концепция автоподписки — автоматического подключения граждан к формированию своих пенсионных накоплений. Предполагается, что при этом работодатель будет подключать работников через центрального администратора, самозанятым же придется зарегистрироваться самим. Однако с точки зрения Минтруда это нарушает принцип добровольности пенсионных накоплений.
Минфин и Минтруд не договорились по концепции индивидуального пенсионного капитала
Минфин внесет в правительство проект концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК) с разногласиями, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.
Президент АНПФ Сергей Беляков пояснил «Известиям», что без механизма автоподписки система ИПК, которую пенсионная отрасль поддерживает, работать не будет. Кроме того, по его мнению, чтобы граждане не вышли из накопительной системы сразу же, как только из их зарплаты начнут удерживать средства, необходимы налоговые стимулы, прописанные в концепции ИПК Минфина: льгота по НДФЛ для работника и льгота по налогу на прибыль для работодателя.
«Опыт государственного софинансирования пенсионных накоплений показал, что граждане не слишком охотно пользуются добровольной системой. Государство гарантировало стопроцентную доходность на взносы, это обеспечило приток клиентов, но поступление денег оказалось мизерным. Граждане либо не находили средств на накопления, либо забывали о своем участии в программе», — напомнил он.
Беляков также подчеркнул, что достижение цели по коэффициенту замещения в 40%, прописанной в стратегии развития пенсионной системы, возможно только в случае, если граждане будут копить на пенсию сами. Иначе цель в 40% недостижима, считает он.
В концепции Минфина прописано, что при участии гражданина в пенсионном плане ИПК налоговый вычет предоставляется в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год (помимо действующего социального вычета). Также предусмотрено и стимулирование работодателей: им предоставляются вычеты при определении базы по налогу на прибыль.
Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров также считает, что если пенсионные накопления будут зависеть исключительно от инициативы самих граждан, то россияне могут остаться без накоплений, а значит, и без достойной пенсии.
Экономист оценил перспективы автоподписки россиян на ИПК
Автоматическая подписка россиян на участие в системе индивидуального пенсионного капитала (ИПК) обеспечила бы эффективность работы этой системы, так как тем самым наберется необходимое количество участников программы, считает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.
«Подобный опыт уже был в Новой Зеландии. Когда накопления должны были делать сами граждане, доля их участия не превышала 20%, а когда ввели систему Qiwi Saver и отчисления в накопительный компонент были предусмотрены по умолчанию, отчислять стали 65% граждан, а при дополнительном стимулировании их доля выросла до 80%», — рассказал он «Известиям». В то же время, по словам Назарова, после того как доверие граждан к пенсионной системе в целом было подорвано мораторием на перевод накоплений, ожидать высокой доли участия в ней не приходится.
Противники автоподписки указывают на то, что это предложение имеет ряд чисто юридических огрехов. В Минтруде на вопрос «Известий» об отношении ведомства к предложениям Минфина ответили, что к формированию новых источников фондирования НПФ за счет собственных средств граждан с распространением такой системы на всех без исключения надо относиться «крайне осторожно».
«Подобные положения только могут в значительной степени ущемить права работников», — отметили в ведомстве, подчеркнув, что такие инициативы нужно в обязательном порядке обсуждать с представителями работников и только с учетом мнения сторон социального партнерства предлагать какие-то решения.
Сходной позиции придерживается руководитель аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, который заявил, что это предложение является фактическим принуждением граждан, несмотря на то что от отчислений можно отказаться.
«Почему нужно изымать «по автоподписке» 6% из заработка гражданина, которого ему не хватает на полноценную жизнь? Кроме того, проблему пенсионного обеспечения это не решит: у него на склоне лет будет такая же небольшая пенсия, какой была и его зарплата», — сказал Юрий Воронин.
Дискуссия в правительстве о том, можно ли автоматически подписывать человека на пенсионные отчисления, продолжается. При этом и сторонники, и противники этой меры сходятся в одном: основным препятствием для накоплений сегодня является низкий уровень зарплат. - 26.04.23 Опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год
- 16.03.23 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга открытости за 2022 год
- 28.02.23 Доработана Методика составления рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2023 год
- 21.04.22 Опубликованы результаты рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 21.03.22 НИФИ проводит процедуру уточнения предварительных результатов рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
- 16.03.21 Исполнение консолидированных региональных бюджетов за январь 2021 г.
- 16.03.21 Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2021 г.