- Новости
- Актуально
- Аналитика
- Рейтинги
- Статьи
- Интервью, выступления
- Официально
- Презентации
- Мероприятия
- Общественное мнение
- Статистика
- Зарубежный опыт
- Проекты НПА
- Стенограммы
- Контроль
- Рекомендуем
60,8583-0,6956USD ЦБ 20.04.18
75,4034-0,6834EUR ЦБ 20.04.18
RTS
ММВБ
Нефть Brent (ICE)
Статьи
-
16.06.16 15:54
Основные роли участников бюджетных отношений: оценка и самооценка
Ю.В. Белоусов, директор Центра прикладной экономики, старший научный сотрудник НИФИ В период с ноября 2015 года по июнь 2016 года автор провел небольшое исследование по проблеме оценки роли участников бюджетных отношений в процессе повышения эффективности управления региональными финансами. В результате получены субъективные мнения основных участников бюджетных отношений. Они оценивают как свою роль, так и роли других участников в процессе повышения эффективности бюджетных расходов. Мнения эти субъективные, но именно на основании субъективных мнений принимаются многие управленческие решения. В статье представлены основные результаты опросов участников бюджетных отношений (таблицы 1-5). В качестве основных участников бюджетных отношений рассматриваются: - граждане публично-правового образования, как налогоплательщики и получатели государственных и муниципальных услуг; - депутаты законодательных (представительных) органов власти, которые являются официальными представителями граждан в бюджетном процессе; - органы исполнительной власти, которые выступают в качестве наемных менеджеров, занимающихся вопросами планирования и исполнения бюджета публично-правового образования. Автор выражает искреннюю благодарность лицам, оказавших неоценимую помощь в организации сбора исходных данных, а именно: - Назарову В.С., директору Научно-исследовательского финансового института, - Сухих В.А., Председателю Законодательного собрания Пермского края, - Сапко И.В., Председателю Пермской городской думы, - Новоселову Ю.В., руководителю контрольно-счетной палаты Пермского края, - Потапову Д.Б., заместителю директора и Жуковой Н.Ю., доценту Пермского филиала НИУ Высшая школа экономики, - Мохову В.П., декану гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Таблица 1 Результаты анкетирования депутатов законодательных и представительных органов власти Все люди так или иначе планируют свой бюджет, кто на бумаге, кто в компьютере, кто в голове. При планировании они исходят, во-первых, из предполагаемых доходов, во-вторых, из своих потребностей. Эти потребности они отлично знают и пытаются при ограниченности ресурсов удовлетворить потребности в максимальной степени. Планирование государственного (муниципального) бюджета строится несколько иначе. Планирование осуществляют не собственники бюджетных средств, то есть граждане, а специально нанятые менеджеры: правительство, администрация, министерство финансов и так далее. Исходят они при этом не из своих собственных потребностей, а из потребностей граждан. Хорошо ли они знают эти потребности граждан? Ответили: - депутаты Пермской городской думы - 28 человек; - депутаты Законодательного собрания Пермского края – 35 человек. Всего – 63 человека. Ноябрь 2015 года. № Вопросы, варианты ответов Ответили Городская дума Законодательное собрание Всего чел. % чел. % чел. % 1 Как Вы считаете, насколько хорошо знают потребности населения органы исполнительной власти, занимающиеся планированием бюджета? Возможен только один вариант ответа Да, органы исполнительной власти, в том числе финансовые органы, хорошо знают потребности населения и стараются их удовлетворить, все основные расходы, заложенные в бюджет нужны людям 9 32,1 13 37,1 22 34,9 Органы исполнительной власти, в том числе финансовые органы, имеют представление о потребностях населения, но нельзя сказать, что знают их хорошо 16 57,1 20 57,2 36 57,2 Нет, органы исполнительной власти, в том числе финансовые органы, плохо информированы о потребностях населения, при планировании бюджета исходят более из традиций, из политических реалий, а не из потребностей людей 2 7,2 2 5,7 4 6,3 Затрудняюсь ответить 1 3,6 0 0 1 1,6 2 Как Вы считаете, из каких основных источников органы исполнительной власти узнают о потребностях граждан? Выберите, пожалуйста, несколько наиболее важных вариантов ответа Из специальных социологических опросов 8 28,6 17 48,6 25 39,7 На публичных слушаниях 9 32,1 9 25,7 18 28,6 Из писем населения 14 50 17 48,6 31 49,2 Из средств массовой информации 12 42,9 14 40 26 41,3 От некоммерческих организаций 6 21,4 3 8,6 9 14,3 В результате общения в соцсетях или на форумах 1 3,6 1 2,9 2 3,2 От родственников и знакомых 2 7,2 3 8,6 5 8 Из научных исследований 0 0 4 11,4 4 6,3 Из встреч с населением 23 82,1 19 54,3 42 66,7 От депутатов, являющихся представителями населения 20 71,4 24 68,6 44 69,8 3 Как Вы считаете, достаточная ли мотивация работников исполнительной власти, занимающихся планированием бюджета, к принятию эффективных и напряженных бюджетов? Возможен только один вариант ответа Да, у работников исполнительной власти, в том числе финансовых органов, есть высокие стимулы к принятию качественных и напряженных бюджетов, в максимальной степени удовлетворяющих потребности граждан при ограниченных возможностях бюджета 9 32,1 12 34,3 21 33,3 Работникам исполнительной власти, в том числе финансовых органов, в общем-то все равно, в максимальной степени удовлетворяются потребности населения или нет, на их зарплату или карьеру это не влияет 11 39,3 17 48,6 28 44,4 Нет, у работников исполнительной власти, в том числе финансовых органов, прямо противоположный стимул, принять ненапряженные и неоптимальные планы, тогда их проще будет выполнить. 7 25 2 5,7 9 14,3 Затрудняюсь ответить 1 3,6 4 11,4 5 8 4 Контролем за использованием своих средств занимается всегда собственник этих средств. Собственником бюджетных средств является население. Как Вы считаете, реализует ли население свои права в вопросе контроля за использованием бюджетных средств? Возможен только один вариант ответа Да, население самостоятельно или через специальные органы в достаточной степени контролирует эффективность использования бюджетных средств. Никакие дополнительные механизмы не требуются 1 3,6 1 2,9 2 3,2 Граждане только в небольшой степени участвуют в контроле за эффективным использованием бюджетных средств, хотя механизмы участия созданы (общественные советы, общественный мониторинг, общественная экспертиза и так далее). Нужно шире использовать имеющиеся механизмы 17 60,7 19 54,3 36 57,1 Население практически не принимает участи в контроле за использованием средств бюджета. Боле того, исполнительная власть не заинтересована в расширении участия граждан в контроле за бюджетными средствами. Нужны новые подходы к контролю со стороны граждан за эффективностью использования бюджетных средств 10 35,7 15 42,8 25 39,7 Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 5 Депутаты, при обсуждении бюджетных вопросов, являются представителями населения. Как Вы считаете, насколько депутаты представляют потребности населения, по сравнению с работниками исполнительных органов власти? Возможен только один вариант ответа Депутаты лучше работников исполнительной власти знают потребности населения, которые удовлетворяются посредством бюджета 14 50 18 51,4 32 50,8 Депутаты знают потребности населения примерно в той же степени, что и работники исполнительных органов власти 14 50 13 37,1 27 42,8 Депутаты знают потребности населения хуже, чем работники исполнительных органов власти 0 0 1 2,9 1 1,6 Затрудняюсь ответить 0 0 3 8,6 3 4,8 6 Из каких основных источников депутаты узнают о потребностях граждан, которые должны быть реализованы посредством бюджета? Выберите, пожалуйста, несколько наиболее важных вариантов ответа Из специальных социологических опросов 5 17,9 7 20 12 19 На публичных слушаниях 5 17,9 12 34,3 17 27 Из писем населения 12 42,9 28 80 40 44,4 Из средств массовой информации 13 46,4 12 34,3 25 39,7 От некоммерческих организаций 6 21,4 2 5,7 8 12,7 В результате общения в соцсетях или на форумах 6 21,4 5 14,3 11 17,5 От родственников и знакомых 4 14,3 2 5,7 6 9,5 Из научных исследований 0 0 4 11,4 4 6,3 Из встреч с населением 28 100 32 91,4 60 95,2 От органов исполнительной власти 8 28,6 11 31,4 19 30,2 7 Как Вы считаете, достаточно ли мотивированы депутаты на повышение эффективности использования бюджетных средств при рассмотрении бюджетных вопросов? Возможен только один вариант ответа Да, большинство депутатов достаточно мотивированны на повышение эффективности использования бюджетных средств 9 32,1 23 65,7 32 50,8 Мотивация есть, но сильной ее назвать сложно. Трудоемкая работа над бюджетом и бюджетным процессом не приносит депутатам каких-то материальных или политических дивидендов 18 64,3 11 31,4 29 46 Нет, большинство депутатов мотивировано на решение совершенно других экономических и политических вопросов, не касающихся повышения эффективности использования бюджетных средств 1 3,6 1 2,9 2 3,2 Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 8 Считаете ли Вы, что у Вас достаточно знаний о бюджете и бюджетном процессе, чтобы иметь возможность влиять на повышение эффективности расходов бюджета? Возможен только один вариант ответа Да, считаю, что моих знаний достаточно для участия в обсуждении бюджетных вопросов 16 57,1 17 48,5 33 52,3 Имею определенные, можно сказать, средние знания в сфере бюджета, но достаточными их не считаю 10 35,7 16 45,7 26 41,3 Считаю, что для обсуждения бюджетных вопросов мне существенно не хватает знаний 1 3,6 1 2,9 2 3,2 Затрудняюсь ответить 1 3,6 1 2,9 2 3,2 Таблица 2 Результаты анкетирования руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации Проблема повышения эффективности управления общественными финансами является сложной и многогранной. В данной анкете мы просим Вас дать оценку по одному из направлений решения данной проблемы - изменению ролей основных участников бюджетного процесса: исполнительной власти, депутатов законодательных органов власти и граждан. На вопросы анкеты отвечали руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации и (или) их заместители: 97 человек из 52 субъектов Российской Федерации. Май - июнь 2016. № Вопросы и варианты ответов Ответили человек % 1 Как Вы лично оцениваете, есть ли на современном этапе возможности для повышения уровня эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, есть возможности для значительного повышения эффективности бюджетных расходов 47 48,5 Считаю, что возможно незначительное повышение эффективности бюджетных расходов 49 50,5 Думаю, что возможностей для повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время нет 1 1 Затрудняюсь ответить 0 0 2 Как Вы считаете, что целесообразно сделать для повышения эффективности управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Существенно повысить роль депутатов при принятии решений по бюджетным вопросам 2 2,1 Существенно повысить роль органов исполнительной власти при принятии решений по бюджетным вопросам 51 52,6 Существенно повысить роль граждан, общественности при принятии решений по бюджетным вопросам 18 18,6 Нецелесообразно менять сложившуюся систему взаимодействия депутатов, исполнительной власти и граждан при принятии решений по бюджетным вопросам 22 22,6 Затрудняюсь ответить 4 4,1 3 Как Вы оцениваете влияние депутатов законодательных органов власти на эффективность управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Деятельность депутатов существенно повышает эффективность бюджетных расходов 7 7,2 Деятельность депутатов незначительно влияет на эффективность управления региональными финансами 54 55,7 Деятельность депутатов, к сожалению, скорее снижает эффективность бюджетных расходов 28 28,9 Затрудняюсь ответить 8 8,2 4 К чему приведет, на Ваш взгляд, повышение роли граждан, общественности в бюджетном планировании и контроле за эффективностью использования бюджетных средств? Необходимо выбрать один вариант ответа Участие граждан, общественности в бюджетном процессе способно существенно повысить эффективность управления региональными финансами 29 29,9 Участие граждан, общественности никак не скажется на эффективности управления региональными финансами 31 32 Участие граждан в бюджетном процессе способно только снизить эффективность использования бюджетных средств, граждан сначала нужно обучить финансовой и бюджетной грамотности 29 29,9 Затрудняюсь ответить 8 8,2 5 Как Вы думаете, если благодаря Вашим личным усилиям удастся существенно повысить эффективность бюджетных расходов, отразится ли это на Вашей зарплате или карьерном росте? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, безусловно, мои усилия будут вознаграждены увеличением зарплаты или карьерным ростом 16 16,5 Очень сомневаюсь, что это отразится на моей зарплате или карьерном росте 62 63,9 Думаю, что итогом будут только испорченные отношения с коллегами по работе или с руководством 6 6,2 Затрудняюсь ответить 13 13,4 6 Как Вы считаете, могут ли ученые, консультанты, специалисты по автоматизации бюджета повлиять на повышение эффективности управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, безусловно, именно от ученых, консультантов, специалистов по автоматизации должны исходить рекомендации, существенно повышающие эффективность управления региональными финансами 31 32 Вряд ли рекомендации ученых, консультантов и специалистов по автоматизации способны повысить эффективность управления региональными финансами, но определенная польза от их рекомендаций есть 54 55,7 Нет, приходится тратить слишком много времени для того, чтобы объяснить им, что нужно сделать, а нужного результата нет 7 7,2 Затрудняюсь ответить 5 5,1 Таблица 3 Результаты анкетирования студентов вечернего отделения учреждений высшего профессионального образования На строительство и ремонт дорог в бюджете города Перми запланирована на 2016 год сумма 2,7 миллиарда рублей. Собственником этих средств, как и всего бюджета города, являются жители города Перми. Сами жители не принимают прямого участия в бюджетном процессе. Они поручают эту функцию депутатам Пермской городской думы. Для работы с бюджетными средствами город приглашает наемных менеджеров - Администрацию города Перми, в том числе работников Департамента финансов и Департамента дорог и транспорта. Просим Вас высказать свое мнение по вопросу: эффективно ли используются бюджетные средства, выделенные на строительство и ремонт дорог? На вопросы анкеты отвечали студенты вечернего отделения специальности «Экономика» Пермского филиала НИУ Высшая школа экономики: 25 человек. Апрель - май 2016 года. № Вопросы, варианты ответов Ответили человек % 1 Как Вы считаете, кто лучше осведомлен о состоянии дорог в городе Перми: работники Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми или таксисты? Необходимо выбрать один вариант ответа Ситуацию с состоянием дорог лучше знают работники Департамента дорог и транспорта 1 4 Ситуацию с состоянием дорог лучше знают таксисты 15 60 И те, и другие знают приблизительно одинаково 9 36 Затрудняюсь ответить 0 0 2 На Ваш взгляд, зависит ли материальное положение таксистов от качества городских дорог? Необходимо выбрать один вариант ответа Безусловно зависит, так как большинство таксистов работает на личных автомобилях, ремонт автомобиля из-за плохих дорог они делают за свой счет 22 88 Нет, материальное положение таксистов от качества дорог не зависит 3 12 Затрудняюсь ответить 0 0 3 На Ваш взгляд, зависит ли материальное положение работников Департамента дорог и транспорта от качества городских дорог? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, за высокое качество строительства и ремонта дорог работники Департамента дорог и транспорта получают премии, повышенные зарплаты, имеют более быстрое продвижение по службе 4 16 Вряд ли качество строительства и ремонта дорог влияет на материальное благополучие работников Департамента дорог и транспорта 19 76 Затрудняюсь ответить 2 8 4 Как Вы считаете, имеет ли смысл Департаменту дорог и транспорта привлекать таксистов к процессу планирования работ по строительству и ремонту дорог? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, таксисты могут дать много ценных предложений и рекомендаций, причем, бесплатно 17 68 Нет, в Департаменте дорог и транспорта работают профессионалы, они сами справляются с планированием 6 24 Затрудняюсь ответить 2 8 5 Как Вы думаете, если у Вас лично появятся предложения по вопросу строительства и ремонта дорог, и Вы направите эти предложения в Администрацию города Перми, какая реакция последует на Ваши предложения? Необходимо выбрать один вариант ответа Думаю, что если предложение дельное, оно будет рассмотрено и внедрено 5 20 Вряд ли мое предложение заинтересует Администрацию города Перми, даже если предложение дельное 19 76 Затрудняюсь ответить 1 4 6 На официальном портале Администрации города Перми есть раздел "РЕШАЕМ ВМЕСТЕ", на котором можно подать жалобу, просьбу, сообщить о недостатках, например, о ямах на дорогах города. Удовлетворены ли Вы работой данного раздела интернет-портала Перми? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, я пользуюсь этим сервисом и считаю его хорошим 0 0 Да, я пользуюсь этим сервисом, но считаю, что работает он плохо 2 8 Я знаю про этот сервис, но им не пользуюсь 5 20 Я ничего не знаю про этот сервис 17 68 Затрудняюсь ответить 1 4 7 Депутаты Пермской городской думы являются представителями населения при обсуждении бюджетных вопросов. Как Вы считаете, в полной мере они представляют Ваши интересы, как граждан города Перми? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, я полностью удовлетворен, как они представляют мои интересы при обсуждении бюджетных вопросов 0 0 Я частично удовлетворен деятельностью депутатов относительно представления моих интересов при обсуждении бюджетных вопросов 2 8 Я не удовлетворен деятельностью депутатов, считаю, что при обсуждении бюджетных вопросов они решают свои проблемы, а не представляют мои интересы 12 48 Я не имею информации о деятельности депутатов при рассмотрении бюджетных вопросов, поэтому не могу оценить их деятельность 11 44 Затрудняюсь ответить 0 0 8 В Российской Федерации существует большое количество контролирующих организаций, которые должны бороться с коррупцией. Насколько эффективна ведется, на Ваш взгляд, борьба с коррупцией в сфере строительства и ремонта дорог в городе Перми? Необходимо выбрать один вариант ответа Борьба с коррупцией ведется эффективно 0 0 Борьба с коррупцией ведется, но эффект незначительный 7 28 Создается только видимость борьбы с коррупцией 16 64 Затрудняюсь ответить 2 8 9 Могут ли граждане города Перми, общественность, некоммерческие и научные организации организовать более действенный контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, граждане города Перми, общественность, некоммерческие и научные организации способны организовать действительно эффективный контроль за использованием бюджетных средств 9 36 Нет, этим должны заниматься специальные организации (контрольно-счетные палаты, прокуратура и т.д.) 14 56 Затрудняюсь ответить 2 8 10 Готовы ли Вы тратить свое личное время и принимать участие в процессе планирования распределения бюджетных средств или в процессе контроля за эффективностью использования бюджетных средств города Перми? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, я готов тратить свое личное время на участие в обсуждении бюджетных вопросов 3 12 Это возможно при определенных обстоятельствах 15 60 Нет, меня это не интересует 4 16 Затрудняюсь ответить 3 12 Таблица 4 Результаты анкетирования студентов дневного отделения учреждений высшего профессионального образования Граждане являются собственниками бюджетных средств. Однако влияют на формирование бюджета они не напрямую. В бюджетном процессе участвуют законные представители населения - депутаты законодательных и представительных органов власти. Кроме того, для работы с бюджетными средствами используются наемные менеджеры - работники исполнительных органов власти, в том числе, сотрудники финансовых органов. Просим Вас ответить на несколько вопросов, которые направлены на анализ взаимоотношений граждан и органов исполнительной и законодательной власти по поводу эффективности использования бюджетных средств. На вопросы анкеты отвечали студенты: - дневного отделения Пермского национального исследовательского политехнического университета, специальность «Государственное и муниципальное управление», бакалавриат, III курс - 35 человек; - Пермского филиала НИУ Высшая школа экономики, специальность «Менеджмент», магистратура - 14 человек; - Пермского филиала НИУ Высшая школа экономики, специальность «Экономика», бакалавриат, III курс – 33 человека. Всего 82 человека. Май 2016 года. № Вопросы и варианты ответов ПНИПУ ВШЭ Менеджмент ВШЭ Экономика Всего чел. % чел. % чел. % чел. % 1 Органы исполнительной государственной и муниципальной власти при планировании бюджета должны стремиться в максимальной степени удовлетворить потребности населения. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо органы исполнительной власти знают потребности таких групп населения как молодежь и студенты? Необходимо выбрать один ответ Да, органы исполнительной власти хорошо осведомлены о потребностях молодежи и студентов и если не удается их полностью удовлетворить, то причина в другом, например, в нехватке бюджетных средств 3 8,6 1 7,1 0 0 4 4,9 Органы исполнительной власти только частично представляют потребности молодежи и студентов, это является одной из причин того, что эти потребности финансируются недостаточно 26 74,3 4 28,6 27 81,8 57 69,5 Я считаю, что органы исполнительной власти плохо представляют себе реальные потребности молодежи и студентов, это является важнейшей причиной того, что эти потребности не удается удовлетворить 6 17,1 9 64,3 6 18,2 21 25,6 Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 2 Исполнительная власть готовит проект бюджета, но силу закона (решения) бюджет принимает после его рассмотрения и утверждения депутатами законодательных (представительных) органов власти. Как Вы считаете, насколько депутаты заинтересованы в максимальном удовлетворении потребностей молодежи и студентов при утверждении бюджета по сравнению с исполнительной властью? Необходимо выбрать один ответ Депутаты больше, чем органы исполнительной власти, поддерживают связь с населением и пытаются учесть интересы граждан, в том числе молодежи и студентов, при рассмотрении бюджета 8 22,9 1 7,1 4 12,1 13 15,8 Не вижу разницы в деятельности депутатов и исполнительной власти при рассмотрении бюджетных вопросов 11 31,4 5 35,7 15 45,5 31 37,8 Я считаю, что депутаты заняты решением каких-то других вопросов, а проблемами граждан, в том числе молодежи и студентов, при рассмотрении бюджета озабочены меньше, чем исполнительная власть 14 40,0 6 42,9 14 42,4 34 41,5 Затрудняюсь ответить 2 5,7 2 14,3 0 0 4 4,9 3 На высшее образование и молодежную политику ежегодно выделяются бюджетные средства. Как Вы считаете, насколько эффективно они используются? Необходимо выбрать один ответ Считаю, что эффективность использования бюджетных средств на высшее образование и молодежную политику высокая 2 5,7 0 0 2 6,1 4 4,9 Эффективность использования бюджетных средств на высшее образование и молодежную политику оцениваю как среднюю 17 48,6 6 42,9 21 63,6 44 53,7 Считаю низкой эффективность использования бюджетных средств на высшее образование и молодежную политику 14 40,0 6 42,9 8 24,2 28 34,1 Затрудняюсь ответить 2 5,7 2 14,2 2 6,1 6 7,3 4 Контролем за использованием средств занимается, как правило, собственник этих средств. Собственником бюджетных средств является население. Принимаете ли Вы какое-либо участие в контроле за использование бюджетных средств на федеральном, региональном или местном уровне, или на уровне учреждения? Необходимо выбрать один ответ Да, систематически участвую в мероприятиях по контролю за использованием бюджетных средств 0 0 0 0 0 0 0 0 Принимаю участие в мероприятиях по контролю за использованием бюджетных средств от случая к случаю 0 0 1 7,1 0 0 1 1,2 Не принимал участия в мероприятиях по контролю за использованием бюджетных средств 34 97,1 13 92,9 29 87,9 76 92,7 Затрудняюсь ответить 1 2,9 0 0 4 12,1 5 6,1 5 Готовы ли Вы тратить свое личное время и принимать участие в процессе планирования распределения бюджетных средств на высшее образование и молодежную политику или в процессе контроля за эффективностью использования бюджетных средств на указанные цели? Необходимо выбрать один ответ Да, я готов тратить свое личное время на участие в обсуждении бюджетных вопросов 6 17,2 3 21,4 6 18,2 15 18,3 Это возможно при определенных обстоятельствах 23 65,7 8 57,2 16 48,5 47 57,3 Нет, меня это не интересует 4 11,4 2 14,3 6 18,2 12 14,6 Затрудняюсь ответить 2 5,7 1 7,1 5 15,1 8 9,8 6 Представители государственной и муниципальной власти периодически встречаются со студенческой аудиторией. Если Вам приходилось участвовать в таких встречах, то как изменилось Ваше мнение о государственной и муниципальной власти в результате общения? Необходимо выбрать один ответ Мое мнение о государственной или муниципальной власти существенно улучшилось 10 28,6 1 7,1 1 3,0 12 14,6 Мнение о государственной или муниципальной власти существенно не изменилось 15 42,9 6 42,9 16 48,5 37 45,1 Мое мнение о государственной или муниципальной власти существенно ухудшилось 1 2,9 1 7,1 2 6,1 4 4,9 Затрудняюсь ответить или в таких встречах не участвовал 9 25,6 6 42,9 14 42,4 29 35,4 7 Предположим, что у Вас есть интересная идея по поводу эффективного использования бюджетных средств по направлению "молодежная политика" и Вы направили свое предложения в органы государственной или муниципальной власти. Как вы оцениваете вероятность того, что Ваше предложение будет учтено? Необходимо выбрать один ответ Если предложение реально интересное, то вероятность того, что оно будет реализовано очень высокая * * 2 14,2 4 12,1 6 12,8 Оцениваю шансы приблизительно как 50 на 50 * * 6 42,9 11 33,3 17 36,2 Вероятность того, органы государственной и муниципальной власти будут реализовывать мое предложение, минимальная, даже если оно реально интересное * * 6 42,9 16 48,5 22 46,8 Затрудняюсь ответить * * 0 0 2 6,1 2 4,2 8 Вы проходили практику в органах государственной или муниципальной власти. Как изменилось ваше отношение к деятельности органов государственной или муниципальной власти после прохождения практики? Необходимо выбрать один ответ Мое мнение о деятельности органов государственной или муниципальной власти существенно улучшилось 5 14,3 * * * * 5 14,3 Мнение о деятельности органов государственной или муниципальной власти существенно не изменилось 15 42,9 * * * * 15 42,9 Мое мнение о деятельности органов государственной или муниципальной власти существенно ухудшилось 14 40,0 * * * * 14 40,0 Затрудняюсь ответить 1 2,8 * * * * 1 2,8 *- вопрос не задавался. Таблица 5 Результаты анкетирования сотрудников контрольно-счетных органов Проблема повышения эффективности управления общественными финансами является сложной и многогранной. В данной анкете мы просим Вас дать оценку по одному из направлений решения данной проблемы - изменению ролей основных участников бюджетного процесса: исполнительной власти, депутатов законодательных органов власти и граждан, а так же контрольно-счетных органов. На вопросы анкеты ответили 23 сотрудника Контрольно-счетной палаты Пермского края. Май-июнь 2016 года. № Вопросы, ответы Ответило человек % 1 Как Вы лично оцениваете, есть ли на современном этапе возможности для повышения уровня эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, есть возможности для значительного повышения эффективности бюджетных расходов 11 47,8 Считаю, что возможно незначительное повышение эффективности бюджетных расходов 9 39,2 Думаю, что возможностей для повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время нет 1 4,3 Затрудняюсь ответить 2 8,7 2 Как Вы считаете, что целесообразно сделать для повышения эффективности управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Существенно повысить роль депутатов при принятии решений по бюджетным вопросам 3 13 Существенно повысить роль органов исполнительной власти при принятии решений по бюджетным вопросам 11 47,8 Существенно повысить роль граждан, общественности при принятии решений по бюджетным вопросам 4 17,5 Нецелесообразно менять сложившуюся систему взаимодействия депутатов, исполнительной власти и граждан при принятии решений по бюджетным вопросам 3 13 Затрудняюсь ответить 2 8,7 3 Как Вы оцениваете влияние депутатов законодательных органов власти на эффективность управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Деятельность депутатов существенно повышает эффективность бюджетных расходов 4 17,4 Деятельность депутатов незначительно влияет на эффективность управления региональными финансами 13 56,6 Деятельность депутатов, к сожалению, скорее снижает эффективность бюджетных расходов 5 21,7 Затрудняюсь ответить 1 4,3 4 К чему приведет, на Ваш взгляд, повышение роли граждан, общественности в бюджетном планировании и контроле за эффективностью использования бюджетных средств? Необходимо выбрать один вариант ответа Участие граждан, общественности в бюджетном процессе способно существенно повысить эффективность управления региональными финансами 8 34,8 Участие граждан, общественности никак не скажется на эффективности управления региональными финансами 11 47,8 Участие граждан в бюджетном процессе способно только снизить эффективность использования бюджетных средств, граждан сначала нужно обучить финансовой и бюджетной грамотности 4 17,4 Затрудняюсь ответить 0 0 5 Насколько, на Ваш взгляд, исполнительная власть заинтересована в принятии напряженных планов, бюджетов, государственных программ? Необходимо выбрать один вариант ответа Исполнительная власть заинтересована в принятии напряженных планов, бюджетов, госпрограмм 2 8,7 У исполнительной власти нет особой заинтересованности, все определяется другими факторами 12 52,2 Исполнительная власть заинтересована в принятии не напряженных планов, бюджетов, госпрограмм, так как их проще будет потом исполнять 8 34,8 Затрудняюсь ответить 1 4,3 6 Как Вы считаете, могут ли разработки ученых, консультантов, специалистов по автоматизации бюджета повлиять на повышение эффективности управления региональными финансами? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, безусловно, именно от ученых, консультантов, специалистов по автоматизации должны исходить рекомендации, существенно повышающие эффективность управления региональными финансами 3 13 Вряд ли рекомендации ученых, консультантов и специалистов по автоматизации способны существенно повлиять на уровень эффективности управления региональными финансами, хотя польза от их рекомендаций есть 15 65,3 Нет, рекомендации специалистов в современных условиях не влияют на уровень эффективности управления региональными финансами 3 13 Затрудняюсь ответить 2 8,7 7 В Республике Корея Министерство стратегии и финансов создало специальный интернет-портал для сбора информации от граждан о нецелевых или неэффективных расходах бюджета, о сокрытии и неуплате налогов. За каждую информацию, которая помогла улучшить состояние бюджета, гражданин-заявитель получает вознаграждение. Максимальный размер вознаграждения может достигать 34 000 доллара США. В результате за 1998-2013 годы Министерством стратегии и финансов получено 1922 информационных сигнала. Это позволило дополнительно привлечь в бюджет 11 миллиардов долларов США и сократить расходы бюджета на 2 миллиарда долларов США. При этом сумма выплаченного вознаграждения составила 31 миллион долларов США. Как Вы считаете, могла бы подобная система быть внедрена в Российской Федерации? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, считаю, что данная система может повысить эффективность бюджетных расходов 9 39,1 Вряд ли в Российской Федерации внедрение подобной системы поможет повысить эффективность управления общественными финансами 9 39,1 Нет, такая система Российской Федерации вреда принесет больше, чем пользы 3 13,1 Затрудняюсь ответить 2 8,7 8 Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" введены новые формы общественного контроля: общественная экспертиза, общественный мониторинг и т.д. Насколько, на Ваш взгляд, эти формы помогут повысить эффективность бюджетных расходов? Необходимо выбрать один вариант ответа Да, использование новых форм общественного контроля может повысить эффективность бюджетных расходов 5 21,7 Новые формы общественного участия нужны, хотя они вряд ли повлияют на эффективность бюджетных расходов, общественное участие в различных формах существовало и раньше, но роль общественности скорее формальная 12 52,2 Контролем за эффективностью использования бюджетных средств должны заниматься профессионалы, а общественное участие может даже навредить контрольной работе 6 26,1 Затрудняюсь ответить 0 0 9 Насколько эффективно, на Ваш взгляд, организован контроль за использованием бюджетных средств в регионах Российской Федерации? Необходимо выбрать один вариант ответа Органы внешнего и внутреннего контроля эффективно выполняют свои функции, контроль организован на высоком уровне 3 13 Контроль за эффективностью использования бюджетных средств, конечно, ведется, но его результативность не очень высокая 14 60,9 Контрольные органы не справляются по разным причинам с работой по повышению уровня эффективности использования бюджетных средств, к их рекомендациям часто не прислушиваются 4 17,4 Затрудняюсь ответить 2 8,7
<< назад к списку - 23.09.16 Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики
- 27.06.16 Основные роли участников бюджетных отношений: оценка и самооценка (уточненная версия)
- 16.06.16 Основные роли участников бюджетных отношений: оценка и самооценка
- 10.06.16 Алексей Улюкаев: Потенциал экономического роста и возможности его повышения (Статья Министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева в газете "Ведомости")
- 25.09.15 Новая реальность: Россия и глобальные вызовы
- 25.05.15 Блог Юрия Белоусова на "Эхо Москвы": Точность - вежливость королей
- 24.02.15 Ю.Белоусов. Заметки на полях "антикризисного плана"