• О журнале
  • Персоналии
  • Контакты

2019.12, № 12/2019

  • Главная страница
  • Написать письмо
  • Дерево сайта
  • Главная
  • Финансы
  • Экономика
  • Электронное правительство
  • Политика
  • Новости
  • Актуально
  • Аналитика
  • Рейтинги
  • Статьи
  • Интервью, выступления
  • Официально
  • Презентации
  • Мероприятия
  • Общественное мнение
  • Статистика
  • Зарубежный опыт
  • Проекты НПА
  • Стенограммы
  • Контроль
  • Рекомендуем

 

62.55440USD ЦБ 16.12.19

69.86080EUR ЦБ 16.12.19

RTS

ММВБ

Нефть Brent (ICE)

Общественное мнение

подписка на рассылку RSS канал
  • 12.11.19 08:36

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНЫХ И БЕЗНАЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ОПЛАТЫ

    © Левада-Центр

    Опрос проведен 24 – 30 октября 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1616 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

    Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

    3,4% для показателей, близких к 50%
    2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
    2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
    1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

    Левада-Центр провел опрос среди россиян об использовании различных средств оплаты. Согласно данным исследования, наличные деньги остаются наиболее часто используемым средством оплаты (им пользуются 89% опрошенных россиян). Далее следуют дебетовые карты (ими пользуются 58% респондентов), кредитные карты (15%) и бонусные программы (15%), бесконтактные платежи мобильным телефоном (13%), перевод денег продавцу (11%), электронные кошельки (6%).

    Наличные деньги 89
    Дебетовая карта (включая зарплатные, пенсионные карты) 58
    Кредитная карта с возможностью оплаты сверх имеющихся на карте средств 15
    Бонусы в магазинах, кафе и т.д. 15
    Бесконтактные платежи мобильным телефоном (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay или другое) 13
    Перевод денег продавцу по номеру телефона 11
    Электронные кошельки (QIWI, Яндекс.Деньги, Webmoney) 6
    Другое <1

    Молодые респонденты (до 25 лет) существенно чаще пользуются бесконтактными платежами (31%), переводом денег по номеру телефона (19%) и электронными кошельками (11%). Россияне в возрасте от 25 до 39 лет несколько чаще используют кредитные карты (21%).

    Респонденты, попадающие в верхний доходный квинтиль (с семейным доходом от 60 000 тыс. руб. в месяц), также используют больший набор средств. Они чаще пользуются банковскими картами (69% дебетовой и 18% кредитной), бонусными программами (24%), бесконтактными платежами (22%), электронными кошельками (14%).

    Более половины россиян (59%) обычно носят с собой до 1 000 рублей. Примерно треть россиян (32%) в среднем имеют при себе до 500 рублей в наличных. 28% россиян носят при себе сумму от 500 до 1 000 рублей в наличных деньгах. Более 1 000 рублей при себе носит треть россиян (32%).

    При этом четверо из пяти опрошенных россиян тратят на повседневные покупки до 1 000 рублей в день.

      Сколько в среднем в день Вы тратите на повседневные покупки (в %) Сколько наличных денег Вы обычно имеете при себе? (в %)
    до 200 руб. 15 13
    201-500 руб. 33 19
    501-1000 руб. 31 28
    1 000 – 2 000 руб. 9 19
    более 2 000 руб. 3 13
    затрудняюсь ответить 8 8

    Около четверти опрошенных не используют безналичные средства оплаты покупок (26-28%). Среди россиян старшего возраста (55 лет и старше) доля таких респондентов составляет 42%. При этом только 2% россиян полностью отказались от наличных денег.

    Почти половина респондентов (45%) в возрасте до 40 лет предпочитают использовать безналичные способы оплаты в большинстве случаев. Также около половины опрошенных в высокодоходных группах и половина жителей Москвы чаще оплачивают свои расходы безналичными средствами, чем наличными.

    Если взять все Ваши расходы в рублях в среднем за месяц, какой процент этих расходов Вы оплачиваете…

      …наличными деньгами
    (в %)
    …безналичными средствами оплаты (в %)
    Нисколько 2 26
    до 30% 30 14
    31-50% 21 22
    51-80% 13 20
    81-100% 30 14
    Затрудняюсь ответить 4 4

    Предпочтения выборе платежного средства в значительной мере зависят от уровня дохода семьи респондента. Доли россиян, которые чаще платят наличными деньгами, выше в первом (до 15 тыс. руб.) и втором (до 28 тыс. руб.) доходных квинтилях. Доли респондентов по предпочитаемым способам оплаты выравниваются в середине доходной линейки (с семейным доходом от 28 тыс. руб. до 60 тыс. руб. в мес.). В высокодоходной группе (от 60 тыс. руб. в мес.) респонденты отдают предпочтение безналичным средствам платежа (53%). Наличными оплачивают только 30% россиян с высоким доходом.

    Доли респондентов, чаще использующих наличные платежи или безналичные средства оплаты, в разрезе доходных групп (в %)

    Большинство россиян, использующих безналичные средства оплаты, не сталкивались за последний месяц с отказами или проблемами в оплате безналичными средствами (60%). Часто с такими проблемами сталкивались только 8% респондентов.

    Сталкивались ли Вы за последний месяц с невозможностью оплатить покупку в магазинах, ресторанах или других местах безналичным платежом? (в %% от тех, кто пользуется безналичными средствами оплаты)

    Да, при совершении большинства покупок 2
    Да, в половине случаев 6
    Да, но довольно редко 31
    Нет, не сталкивался(-ась) 60
    Затрудняюсь ответить 1

    О проблемах с оплатой безналичными средствами чаще упоминали жители Москвы (47%) и наиболее молодые респонденты (46%) – наиболее активные пользователи безналичных средств оплаты.

    Сталкивались с невозможностью оплатить покупку безналичным платежом по размеру населенного пункта (в %% от тех, кто пользуется безналичными средствами оплаты)

    Сталкивались с невозможностью оплатить покупку безналичным платежом по размеру населенного пункта (в %% от тех, кто пользуется безналичными средствами оплаты)

      Москва более 500 тыс. от 100 до 500 тыс. города до 100 тыс. село
    Да, при совершении большинства покупок 3 1 1 2 3
    Да, в половине случаев 5 5 5 8 6
    Да, но довольно редко 39 33 27 28 30
    Нет, не сталкивался(-ась) 52 60 66 61 59
    Затрудняюсь ответить 1 0 1 1 2

    Levada Lab — исследовательская лаборатория Левада-Центра

    Ольга КАРАЕВА
    Степан ГОНЧАРОВ

    АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

    << назад к списку
  • 11.12.19 ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ В 2019 ГОДУ
  • 29.11.19 ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
  • 29.11.19 ОДОБРЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ
  • 27.11.19 ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ
  • 12.11.19 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНЫХ И БЕЗНАЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ОПЛАТЫ
  • 01.11.19 ОДОБРЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ
  • 18.10.19 Потребительская активность россиян: время сберегать Россияне этой осенью не склонны брать кредиты и делать крупные покупки. Наш выбор - экономить и сберегать!
все материалы